История туризма

im1005_imgТакое понятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю.

Подходы к описанию истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»:

  • прединдустриальный период (до 1840 г.);
  • век железных дорог;
  • век автомобиля;
  • век реактивных авиалайнеров;
  • век круизов на морских лайнерах.

Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма прежде всего с развитием средств транспорта.

Близкую точку зрения относительно истории туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику, согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы:

  • раннеисторическая фаза – до 1850г.;
  • начальная фаза – с 1850 по 1914г.;
  • фаза развития – с 1914 по 1945г.;
  • фаза массового туризма – после 1945 г.

Мотивами перемещения в пространстве в раннеисторические времена чаще всего становились такие факторы, как торговля, хозяйственные контакты, жажда познания, открытий, обучения, религия. В этот период путешествия были уделом аристократии, пилигримов и странников.

Начальная фаза современного туризма приходится на XIX век. Для нее характерны:

  • развитие информационной инфраструктуры и особенно почтовой сети;
  • развитие транспортной инфраструктуры и применение новых транспортных средств, таких, как железная дорога и пароход, увеличение скорости перемещения и снижение стоимости поездок;
  • рост благосостояния вследствие индустриализации и первые социальные завоевания в области свободного времени, особенно возможность использовать отпуск.

Фаза роста туризма, согласно этой классификации, приходится на период 1914-1945 гг. Для этой фазы характерно увеличение участников туристического движения за счет среднего класса.

Новую форму путешествий выработали политические движения, имевшие национал-социалистический оттенок. Эти движения предлагали дешевые или практически бесплатные поездки для сплочения групп, чтобы посредством ознакомления со своей страной развить патриотические чувства. Такие путешествия были распространены в Германии и Италии.

После 1945 г. туризм вступил в новую фазу, которая характеризовалась, с одной стороны, массовостью турпоездок, а с другой – масштабностью и прогрессирующей диверсификацией туристических передвижений. При этом здесь различается туризм в странах бывшего соцлагеря, когда поездка преимущественно в рамках социального туризма ограничивалась в основном границами стран социалистической системы, а также туризм в странах с рыночной экономикой, где он принял форму хозяйственной деятельности, расширив сферу третичного сектора.

Другого подхода относительно ретроспективы туризма придерживается М.В. Соколова в книге «История туризма». Автор рассматривает историю туризма прежде всего в контексте эволюции общественных отношений и смены общественно-экономических формаций. Так, М.В. Соколовой выделяются:

  • путешествия в древности;
  • путешествия в эпоху Средневековья;
  • развитие туризма в Новое время; туризм в XX в..

Существует подход, который связывает описание истории туризма в контексте страноведческих описаний, знание которых необходимо обслуживающему персоналу туристических фирм и гостиниц. Такого подхода, например, придерживается Линн ванн дер Ваген при характеристике гостиничного бизнеса в Австралии.

Некоторые авторы, в частности П. Ротоу, увязывают экономические стадии развития стран и особенности развития в них туризма. Так, для низких экономических стадий (земледелие) преимущественно развивается внутренний туризм, тогда как для постиндустриального общества характерен обширный туристический обмен в рамках международных путешествий, принимающих глобальный характер.

hurgada-3На наш взгляд, все эти подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину. Туризм – многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался под действием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важными составляющими туризма являлись духовные факторы – религиозность, стремление к образованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями», то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социально-экономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические (рост средней продолжительности жизни, урбанизация).

Таким образом, история туризма – это длительный многоплановый процесс, который был невозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, с другой – без действия определенной группы социально-экономических факторов на каждом этапе исторического развития.

К числу базовых элементов развития туризма следует отнести:

  • великие географические открытия, экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах;
  • эволюцию средств размещения;
  • эволюцию средств транспорта.

Социально-экономические факторы, стимулирующие развитие туризма, на каждом историческом этапе были индивидуальны. В Древние века путешествия были уделом аристократии, которая совершала поездки с лечебными, спортивными, образовательными целями. В эпоху Средневековья мощным фактором, стимулирующим путешествия, была религия. Паломничество и путешествия за знаниями стали важной чертой этой эпохи. Великие географические открытия, буржуазно- демократические революции и промышленная революция подготовили почву для 18 развития туризма в Новое время. Эру современного туризма обычно отсчитывают с 1841г., когда легендарный Томас Кук, оценив достоинства железной дороги, организовал по ней массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек.

Поделитесь в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс